Поради психолога

Поради батькам:
Поради учням:
  • Советы, которые помогут избежать конфликтов
  • Ты - новичок в классе
  • Ты и твои родители
  • Переверни Свою Жизнь с Головы на Ноги 
  • Подготовка к экзамену
  • Мотивация на успех

  • Психологические причины неуспеваемости
    Подготовила психолог высшей категории ООШ  №15
    Клементий Л.В.
    Почему ребенок плохо учится? Этот вопрос волнует и семью, и школу. Мы рассмотрим основные психологические причины школьной неуспеваемости психически здоровых детей, а также остановимся на описании той помощи, которую можем оказать.
    На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяет положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.
    Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям, а сейчас и виртуальным. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается.
    Учащимся  старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам.
    Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких, как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, одноклассниками, характера самооценки и др.
    Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
    Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, мы объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.


    Психологические причины неуспеваемости:
    Недостатки познавательной деятельности:
    Недостатки в развитии мотивационной сферы:
    ·         несформированность приемов учебной деятельности;
    ·         недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
    ·         неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
    ·         несформированность положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности;
    ·         неразвитость учебных интересов;
    ·         отсутствие социальных мотивов, связанных с разным социальным взаимодействием школьника с другими людьми.

    Рассмотрим особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными и одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии  самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы.
    К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности и др.
    Как научить правильным способам учебной работы. Ясно, что сделать это можно, заменив неправильные способы и приемы правильными. Но самостоятельно обнаружить ошибочность своих способов и произвести их замену на более эффективные школьник не может. Ему требуется помощь со стороны взрослого.
    Так, например, хорошо известно, что многие учащиеся, даже старших классов, при усвоении текста учебника используют такой способ работы, как многократное прочитывание этого текста. Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно использовать такие рациональные приемы смысловой обработки, как группировка материала, выделение опорных пунктов, составление плана, тезисов, логической схемы прочитанного, формулирование главной мысли и т.д.
    Теперь рассмотрим неуспевающих учащихся другого типа, характеризующихся недостаточной сформированностью основных психических процессов.
    Каждому учителю очевидно, что не всех учащихся можно обучить одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие медленнее и с большим тудом. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения.
    Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе, являются распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников.
    Ребенок, придя в школу, обладает конкретным, наглядным мышлением. Чем младше дети, тем больше в их понятиях о мире отражаются такие его черты, которые воспринимаются непосредственно. Речь ребенка недостаточно развита. По некоторым источникам, слабость развития речи – одна из существенных причин неуспеваемости детей в начальной школе.
    Школьное обучение требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать, а это, особенно на первых порах, дается с трудом. Нелегко учащимся выделить основное, существенное, отбросить несущественное, ненужные детали, что наблюдается при пересказе, при подготовке устных уроков, при составлении плана изложения и устного ответа и т.д. усваивая понятия, дети не различают существенные и несущественные признаки и стремятся в равной мере запомнить как те, так и другие. Поэтому новое понятие оказывается слабо связанным в памяти с другим понятием смысловым отношением. Забываются существенные и несущественные признаки одинаково легко. Отвлечение от несущественного нередко происходит с бОльшим трудом, чем выделение существенного. Эти особенности мыслительной деятельности детей создают неблагоприятные условия для усвоения знаний.
    Другая особенность детского мышления – неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми необходимыми для решения задач данными, неумение одновременно выполнить все требуемые правила действия. Например, при выделении прямой речи в предложении забывается то один, то другой знак препинания, в устном ответе развивается одна мысль и теряется другая и т.д. В такой сложной деятельности, как установление причинно-следственных связей, дети, рассматривая явление, имеющее несколько причин, обычно называют только одну из них, а если из одной причины вытекает несколько следствий, то также указываются не все, а чаще всего только одно. Так, например, в геометрии, рассматривая равносторонний треугольник, дети часто забывают о том, что, помимо равных сторон, он имеет равные углы; в истории при характеристике ремесленного производства говорят о ручном характере труда и упускают его малую производительность и т.д.
    Нередко от ребенка при решении учебных задач требуется умение увидеть что-то по-новому, с другой стороны, отказавшись от фиксации привычных свойств и включив объект рассмотрения в необычные связи и отношения. Так бывает при решении задач на смекалку, при ответе на такие вопросы учителя, когда требуется не только усвоить последний материал, но и соотнести его с информацией, полученной ранее. Умение преодолеть «однолинейность» мышления, найти новые направления поиска, повороты мысли в решении учебных задач – важнейшая особенность творческого мышления. Трудности, возникающие при смене стратегии, гипотезы, при пересмотре сложившихся привычных, шаблонных способов работы, показывают негибкость мышления; они встречаются не только у детей, но и у взрослых.
    Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолевать возникающие при этом трудности в учении приводит иногда к отказу от активной мыслительной работы. Ученики начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями».  К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят  текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь – выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, ученики с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у одноклассников.
    Как помочь неумеющему самостоятельно мыслить. Формирование мыслительных навыков как у дошкольников, так и у школьников происходит, как правило, стихийно, а поэтому далеко не у каждого, а если эти навыки и формируются, то не самым экономным способом.
    Известно, что мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них – абстрагирование, обобщение, анализ, классификация, сравнение. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. Без овладения операциональной стороной мышления знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.
    Каждому неуспевающему учащемуся нужна специальная система индивидуального обучения (коррекционная программа), выработанная на основе анализа особенностей его мыслительной деятельности. Для анализа мыслительных процессов можно использовать тесты умственного развития, включающие задания на выполнение различных умственных операций.
    Рассмотрим третий фактор, который может вызывать дефекты деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся. Это неадекватное использование учащимся своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей. Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Этот факт следует особо подчеркнуть, так как он означает, что нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом процессе.
    Среди основных свойств нервной системы выделим силу и подвижность как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение особенности человека.
    Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Противоположный полюс силы – слабость нервной системы. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.
    Другое свойство нервной системы – подвижность (в широком смысле) – определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Подвижной нервной системе противостоит инертная. Человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов.
    Отдельные учебные задачи, действия и ситуации должны быть признаны неодинаково трудными для лиц, различающихся по своим типологическим особенностям. В отдельных видах учебных заданий и некоторых формах учебной деятельности могут выступать как сильные, так и слабые стороны учащихся с разными проявлениями основных свойств нервной системы. Поэтому успех или неуспех в учебе может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформировались индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальным проявлением типологических свойств – с другой. Кроме того, немалое значение приобретают особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя.
    Имея в виду вышесказанное, выделим те виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
    1)      длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке);
    2)      ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на нее отводится ограниченное время;
    3)      ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
    4)      работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям ученика благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;
    5)      работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
    6)      работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого ученика);
    7)      работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой;
    8)      работа в шумной неспокойной обстановке;
    9)      работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.;
    10)  работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
    11)  ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.
    А теперь перечислим ситуации, в которых особые затруднения возникают у инертных учащихся:
    1)      когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
    2)      когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;
    3)      когда время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;
    4)      когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого ученика;
    5)      когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
    6)      когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
    7)      выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
    Переходим к мотивационной сфере. Усилия школы должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой.
    Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе? Нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы, так как они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Это могут быть работа в летнем пришкольном лагере, туристический поход, занятия спортом и пр. Прием, которые использует Ш.А. Амонашвили, – превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса. Вычленение успешных сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, одноклассников в лучшую сторону.
    Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца.
    Немаловажно, какой тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно.
    Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой, как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем чтобы они были понятны самим учащимся.
    Постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, в своих возможностях и изменяя тем самым его отношение к своей неуспеваемости, следует затем переходить к постановке перед ним конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе. Но чтобы цель была принята им, стала его намерением, необходимо, чтобы он сам участвовал как в ее постановке, так и в анализе, обсуждении, осознании условий и путей ее достижения.
    Основная причина дефектов познавательных интересов заключается в отсутствии необходимого минимума систематических знаний в какой-либо области, что является основой для развития устойчивого и постоянного интереса. Формирование учебных интересов можно осуществлять через простейшие, «побочные» интересы. Так, интерес у школьников вызывают дополнительный развивающий материал, обращение к их непосредственному опыту, широкое использование их собственных наблюдений, практических действий, экскурсии, носящие познавательный характер. Полезны различные «оживляющие» урок моменты (использование наглядных пособий, элементов игры и т.д.). На основе начальных интересов  к указанным видам работы возникает интерес и к содержанию учебной деятельности (знаниям как таковым) и процессу выполнения сложных учебных действий. Эти как бы побочные интересы становятся тем опосредующим механизмом, благодаря которому развиваются полноценные, истинные учебные интересы.
    Широкие социальные мотивы учебы состоят в стремлении получать знания, в понимании необходимости учиться. Узкие социальные мотивы состоят в желании занять определенную позицию, место во взаимоотношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.



    5 способов борьбы с негативными эмоциями

    Негативные эмоции — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Испытывать их — нормально. Но если негатива становится слишком много, человек лишается сил и энергии, «выгорая» изнутри. Чаще всего это касается работы… Как справляться с тем, что выводит нас из состояния равновесия?

    1. Посмотрите на ситуацию с другой стороны

    Рабочие конфликты, напряжение в коллективе, беспорядочность рабочих процессов, рутина — источники стресса, а значит и негативных эмоций. Чтобы снизить уровень напряжения, посмотрите на ситуацию под другим углом. Найдите положительный моменты:
    — бонусы, которые дает ваша должность;
    — уважение коллег;
    — гибкий рабочий график;
    — зарплата, которой хватает не только на хлеб с маслом, но и на красную икру;
    — длинный отпуск и т.д.
    Сконцентрируйтесь на хорошем, вместо того, чтобы постоянно думать о плохом.

    2. Станьте дрессировщиком эмоций

    Здесь нужно действовать поэтапно:
    — понять, в каких случаях вы испытываете те или иные эмоции;
    — проанализировать, почему эти эмоции возникают;
    — научиться различать, когда вы просто «накручиваете» себя, а когда проблема реальна;
    — придумать способы, как переключить свое внимание, когда негативные эмоции слишком сильны.
    Способ не из легких, но зато действенный. Попробуйте, у вас обязательно получится!

    3. Психологические практики

    В стрессовой ситуации хорошо помогает дыхательная техника. Нужно всего 2-3 минуты, чтобы успокоиться. Сядьте на стул поудобнее, дышите медленно, концентрируясь на каждом вдохе-выходе.
    Второй вариант — отвлечение. Можно считать про себя медленно до 100 или мысленно проговаривать названия всех предметов в помещении.
    В стрессовой ситуации у вас будто почва уходит из под ног? Тогда вам срочно нужно научится «заземляться». Когда негатив накрывает с головой, сосредоточьтесь на ощущении земли под ногами, ощутите, что твердо стоите на земле.

    4. Физическая нагрузка

    Вы знаете, что стресс — одна из основных причин возникновения различных заболеваний? Негатив накапливается, «оседает» и остается в нашем теле, нарушая работу органов. Классический способ избавления — усиленный тренировки в спортзале, «до седьмого пота».
    Только не забудьте надеть блины на штангу, как этот парень:
    Но если времени и желания нет совсем, пусть это будут мини-тренировки.
    Например:
    — зарядка на рабочем месте. Встаньте, сделайте пару наклонов, несколько махов руками, попрыгайте или побегайте на месте;
    — подтяжка мышц. Подходит тем, кто стесняется или просто не имеет возможности делать зарядку. Сидя за рабочим столом, сильно напрягите все мышцы тела одновременно. Затем быстро расслабьтесь. Снова напрягите. Расслабьтесь, но теперь медленно. Такие подтяжки мышц можно делать так часто, как вам хочется, ведь они совершенно незаметны для окружающих.
    Даже легкие физические упражнения снимут напряжение, помогая избавиться от негатива.

    5. Досуг и развитие

    Досуг должен быть обязательно. Жить одной работой очень вредно для организма. Найдите себе хобби, чтобы успехи в любимом деле вдохновляли и позволяли забыть о негативе.
    Чаще бывайте на природе. Насладитесь прогулкой, отключив свой телефон, хотя на полчаса. Займитесь медитацией, если уж ничего не помогает. Общайтесь с друзьями, устраивайте совместные вылазки на пикники, в центры досуга и развлечений.
    Повышайте свой уровень личностного развития. Возьмите за правило каждый день узнавать что-то новое, учиться чему-то. Расширяйте границы знаний, навыков, учитесь правильному мышлению. И тогда негативу в вашей жизни просто не останется места!


Комментариев нет:

Отправить комментарий